Постановлением Правительства РФ от 27.03.2025 № 380 внесены изменения в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (утв. постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228, с изменениями и дополнениями).
Так, на Роскомнадзор возложены следующие полномочия:
- создание, формирование и ведение автоматизированной информационной системы «Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных»;
- ведение реестра новостных агрегаторов;
- ведение реестра аудиовизуальных сервисов;
- ведение реестра сервисов размещения объявлений;
- ведение перечня персональных страниц пользователей соцсети, объём аудитории которых составляет более 10 тысяч;
- установление порядка формирования и ведения перечня персональных страниц пользователей соцсети, объём аудитории которых составляет более 10 тысяч;
- признание сайта копией другого, ранее заблокированного сайта.
Обязанность пользователей социальной сети с аудиторией свыше 10 тысяч подписчиков уведомлять об этом Роскомнадзор была установлена с 01 ноября 2024 г. частью 1.1 ст. 10.6 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" (в редакции изменений, внесённых Федеральным законом от 08.08.2024 № 303-ФЗ). Тогда же Роскомнадзор получил право направлять владельцам социальных сетей требования об ограничении доступа к страницам пользователей, которые эту обязанность не выполнили.
Также с 01 апреля вступили в силу изменения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", устанавливающие обязанность рекламораспространителей, владельцев сервисов размещения объявлений и владельцев агрегаторов информации о товарах (услугах) производить обязательные отчисления за распространение рекламы в сети "Интернет", а также ряд других обязанностей рекламодателей. В связи с этим Роскомнадзор также наделяется полномочиями (некоторыми из них он наделён уже с 01 марта 2025 года):
- утверждать перечень программ для ЭВМ, предлагаемых для установки владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах), распространяющих социальную рекламу, и предназначенных для определения количества пользователей информационных ресурсов;
- утверждать методику определения количества пользователей информационных ресурсов в сутки;
- исчислять размер обязательных отчислений от стоимости рекламы, осуществлять мониторинг за своевременностью и полнотой уплаты обязательных отчислений.
В дальнейшем перечень полномочий Роскомнадзора может быть ещё более расширен. В Правительстве Российской Федерации находится на рассмотрении проект постановления (см.: https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=155828), в очередной раз изменяющего Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. В случае его принятия, на Роскомнадзор будет возложена обязанность осуществлять мероприятия по обеспечению соответствия деятельности Роскомнадзора целям и задачам государственной политики Российской Федерации по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.